В программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК реализована возможность произвести сторно начислений за период отключения счетчика.
Это может применяться, например, когда счетчик в программе был отключен на поверку, но при этом продолжал фиксировать расход в помещении. Если после поверки выяснилось, что счетчик был исправен, то можно произвести начисления по фактическому расходу, а начисления по среднему расходу или нормативу сторнировать.
Как включить сторнирование начислений после периода поверки
Пример 1: Поверка счетчика выполнена сразу по истечении срока
Пример 2: Поверка счетчика выполнена спустя несколько месяцев
Пример 3: Поверка счетчика выполнена своевременно, но документы были поданы позднее
Пример 4: Поверка в программе отражена, но показания не введены
Чтобы включить возможность сторнирования начислений после поверки в Настройках параметров учета ЖКХ (меню «Главное – Настройки ЖКХ») на вкладке «Приборы учета - Начисление при отсутствии прибора учета» установим флаг:
При включенной настройке в документах «Установка счетчика» с видом операции «Включить счетчик» появится флаг «Сторнировать начисления за период отсутствия ПУ»:
Важно:
Чтобы сторнирование произошло корректно, необходимо ввести показания по счетчикам в месяце их включения после поверки и в этом же месяце произвести расчет по показаниям;
Сторнирование будет производиться при первом расчете по показаниям счетчика;
Пользователь должен самостоятельно контролировать установку флага в документе «Установка счетчика» и отслеживать, чтобы флаг был установлен только для счетчиков, прошедших поверку.
Рассмотрим примеры работы настройки.
Предположим, по лицевому счету был установлен счетчик с датой поверки 30.11.2022:
В настройках услуги указано, что при отсутствии счетчика расчет производится по нормативу, при этом при отключении на поверку в течение 2 месяцев расчет производится как при отсутствии показаний:
В ноябре были введены показания:
Произведен расчет за ноябрь, при этом за 1 день начисляется как при отсутствии действующего счетчика:
Далее возможны следующие ситуации:
Предположим, жилец своевременно осуществил поверку счетчика и уже 1 декабря включаем счетчик обратно, установив в документе флаг «Сторнировать начисления за период отсутствия счетчика»:
Вводим показания за декабрь:
При начислении услуги производится сторнирование начислений за период без действующего счетчика (в примере это 1 день):
Предположим, жилец осуществил поверку счетчика только в феврале. В этом случае расчет за декабрь и январь будет произведен как при отсутствии действующего счетчика. При этом с 30 января расчет уже производится по нормативу с применением повышающего коэффициента (если это задано в настройках):
В феврале включаем счетчик с установленным флагом «Сторнировать начисления за период отсутствия счетчика»:
И вводим показания:
При начислении за февраль производится сторнирование за все периоды, в которые счетчик был отключен:
Предположим, жилец осуществил поверку счетчика еще в декабре, но документы в управляющую организацию предоставил только в феврале. В программе за 30 ноября, декабрь и январь расчет производится как при отсутствии действующего счетчика.
В феврале устанавливаем счетчик «задним числом», указав дату включения 01.12.2022:
Вводим показания:
При начислении за февраль производится сторнирование за все периоды, в которые счетчик был отключен:
Предположим, жилец осуществил поверку счетчика в январе, но показания передал только в феврале.
В январе включаем счетчик с установленным флагом «Сторнировать начисления за период отсутствия счетчика»:
Показания в январе не вводим, расчет производится как при отсутствии показаний:
Вводим показания в феврале и производим расчет за февраль:
При этом будут сторнированы и периоды отсутствия действующего счетчика и начисление при отсутствии показаний за январь.