Меню
Как работать с должниками

Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность


1. Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг

2. Механизмы взыскания долгов ЖКХ

2.1 Информационно-разъяснительная работа

2.2 Претензионно-исковая работа

2.3 Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

3. Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения


Дебиторская задолженность – долги жителей многоквартирного дома перед управляющей компанией (УК) или ТСЖ.

Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.

Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг

В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний. 


Почему собственник не платит по счетам:

  • временно отсутствовал по месту жительства и не получал счета; 

  • не платит систематически, накапливая большие суммы задолженностей;

  • считает, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет обязательства; 

  • считает, что природные ресурсы принадлежат гражданам на одинаковых условиях. 


Управляющая организация определяет причину неуплаты и выбирает соответствующий метод взыскания задолженности:

  1. информационно-разъяснительная работа; 

  2. претензионно-исковая работа; 

  3. ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. 

Какими методами ЖКХ взыскивают задолженность

Рассмотрим подробнее каждый.

Механизмы взыскания долгов ЖКХ

Информационно-разъяснительная работа

Распространенный способ мотивировать жильцов оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде. 

Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанной в договоре с управляющей компанией (статья 155 Жилищного Кодекса РФ). Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа. Оплата считается просроченной с 11 числа (статьи 190-192 Гражданского Кодекса РФ). 


Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания.
В договоре указываются:

  • срок действия оплаты задолженности; 

  • последствия при нарушении обязательств должника; 

  • реквизиты сторон. 


Если должник готов погасить долг в полном объеме за один раз, включите в договор:

  • сумму долга; 

  • период образования долга; 

  • предполагаемый срок выплаты.

Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьей 161 Гражданского Кодекса РФ.


Претензионно-исковая работа

Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит результатов, и управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции. 

Учитывайте уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг:

  • задержка зарплаты или пенсии;

  • тяжелое материальное положение собственника или нанимателя;

  • наличие в семье инвалида;

  • наличие несовершеннолетнего ребенка в семье.

Подобные ситуации рассматриваются отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания не выиграет дело при таких обстоятельствах.

Если суд встает на сторону управляющей компании, ей выдается судебное решение или приказ (статья 122 Гражданского Кодекса). Вместе с судебным решением выдают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей. 


Использовать судебное решение можно двумя способами:

  • взыскать сумму через банк; 

  • обратиться к судебным приставам. 

Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество. 

Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 рублей (статья 1 Федерального закона №190-ФЗ). Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.


Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумма долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354

За долги ограничивается:

  • подача горячего водоснабжения;

  • подача электроэнергии;

  • подача газоснабжения;

  • услуга водоотведения.

УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении и приостановлении коммунальных услуг. Услуги отключают в течение 20 дней со дня отправки уведомления (Постановление правительства РФ №354 пункт 119).

Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам (раздел 11 постановления Правительства РФ № 354).

Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:

  1. Рассылка СМС и email-сообщений. Соберите номера телефонов и электронные почты жителей многоквартирного дома. С помощью СМС и email рассылок жильцы будут осведомлены об уплате коммунальных услуг и не накопят задолженности.

  2. Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате. Подробнее.

  3. Автоматическая выборка списка должников по критериям:

    • по суммам долга;

    • по срокам долга;

    • по датам возникновения задолженностей;

    • по адресам;

    • по услугам.

  4. Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.

  5. Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.

Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение ЖКХ Личный кабинет, которое жителям нужно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счетчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью push-уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности.


Используйте методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников.




Дата обновления материала: июль 2019.

Вам также может быть интересно: Досудебная работа с должниками
Подготовка пакета документов для обращения в суд для взыскания задолженности за ЖКУ
Актуальные вопросы по взысканию задолженности за ЖКУ
Варианты развития судебного процесса по взысканию задолженности ЖКХ. Взаимодействие со службой судебных приставов
Как побудить жителей вовремя оплачивать услуги ЖКХ



Дополнительные продукты ЖКХ: